На данный момент развития ИИ применим лишь в тех отраслях, где действует псевдочеловеческая логика, где существует четкая категоризация без оценочного суждения, критического мышления, личной ответственности. Один из примеров — на дорогах не встретить сотрудников ГИБДД, замеряющих скорость автомобилей и выписывающих штрафы за превышение скоростного режима. Вместо этого повсеместно камеры и автоматическое оформление штрафа. Означает ли это, что сотни тысяч сотрудников ГИБДД остались без работы? Скорей изменился их функционал, профессиональные требования, появились новые задачи. При этом наверняка возрос штат аналитиков и пользователей данных, полученных и обработанных с помощью ИИ. То есть соотношение рабочих мест и соискателей на рынке труда не изменилось.
Можно говорить о том, что кассы самообслуживания заменили кассиров в метрополитене или супермаркетах, вместо сотрудника контакт-центра может позвонить или принять звонок робот. Но вместе с тем растет ценность человеческого общения — популярность набирают поддерживающие профессии. Ценным становятся персональные занятия с преподавателем, а не решение упражнений на тренажере. Появляются профессии персональных наставников — менторов, чья востребованность растет и для бизнесменов, и для домохозяек. Кто-то ищет треккера для своего бизнеса, а кто-то нутрициолога для выстраивания режима питания. И в первом, и во втором примере именно человеческое общение, мотивация на достижение не может быть заменена алгоритмами работы ИИ. А для руководителей ключевыми компетенциями являются критическое мышление, лидерская харизма, способность вдохновлять команду. Ну, и творческий гений журналиста, писателя не заменить алгоритмами написания текстов.
На что влияет ИИ точно, так это на техническую грамотность, необходимость иметь аналитические способности, высокую скорость адаптации у пользователей. Стоит четко видеть возможности развития в своей профессии, осваивать новые и смежные навыки, получать новые знания, конкурируя прежде всего не с грядущей автоматизаций, а с самим собой, не застревая на текущем уровне экспертизы. Например, для HR новыми навыками в профессии являются: маркетинг — умение выбирать целевую аудиторию кандидатов, каналы коммуникации с ними. Важны финансовые знания — ключевые бизнес-показатели, расчет и анализ HR-метрик (стоимость найма, возврат на инвестиции в персонал). Важна техническая грамотность — использование баз данных для обработки и хранения резюме.